den_luganskiy (den_luganskiy) wrote,
den_luganskiy
den_luganskiy

Categories:

Донецк. Часть 7: разрушенный аэропорт

от Д.Л.: Периодически с интересом поглядываю на серию фото-отчетов автора varandej о путешествии по Донбассу - вот эта часть, о донецком аэропорте, зацепила как-то по-особенному - потому репост.
Зацепила то ли масштабами разрушений на фото, то ли еще больше - подробным рассказом о проверке ополченцами...
Вспомнил про свое не очень приятное "знакомство" с Бэтменом осенью 2014-го, все никак не соберусь написать про те моменты, благо обошлось более-менее нормально - отделался поцарапанной мордой лица да парой ссадин. Ну то такое, нюансы тогдашнего положения в Луганске...
В общем, если кто еще не видел серию - рекомендую к просмотру, как мы тут живем.


Оригинал взят у varandej в Донецк. Часть 7: разрушенный аэропорт


Прежде, чем рассказать о главной авантюре нашей поездки в ЛДНР, процитирую, что сказал об этом один блоггер из Горловки:
В Донецке есть тихие районы, которые не обстреливались, далеко от линии фронта. И там одна женщина-хиппи (....) собрала толпу людей, которые хотят посмотреть на Донбасс. (...) Но в итоге их ждет унылая картина Донбасса с его промзоной. Войны то нет, а хочется краем глаза на неё посмотреть. И они лезут во всякие приключения. (...) в аэропорт, где их задержали и допрашивали. Только эти хиппи подумали, что это прикол и продолжают свою деятельность. На самом деле у нас все очень строго - есть комендантский час, нельзя ходить вообще на линию фронта, там в лучшем случае посадят в подвал на две недели с жестокими пытками, как за шпионство и выключат телефон, что родственники этого хиппи поседеют за это время. Если полезть на какой-нибудь террикон рядом с линией фронта могут и застрелить. (...) Вся проблема в том, что я видел войну и горящие города, жестокость и не вижу в этом прикола. Почему такие псевдовоенные туристы не ехали,  когда была острая фаза войны?  Любой взрыв рядом выгонит всю эту публику обратно в Россию.

На самом деле он верно (кроме "прикола", конечно) сформулировал и мотивацию нашего похода в аэропорт, и то, почему этого делать категорически не стоит. В прошлых частях, последняя была о рабочих посёлках Донецка, постоянно мелькали следы войны, а тут поведём речь за место, где только война и осталась.

Сразу скажу, что хотя мы и не хиппи, в аэропорт мы действительно ходили впятером, причём трое были граждане России, а двое - граждане НАТОвских стран Польши и Латвии, у двоих (меня и поляка) были аккредитации "гражданского" журналиста, в зоне военных действий права находиться не дававшие, и лишь один человек из нашей команды был в ДНР не гостем. Мы встретились на привокзальной площади, а перед этим вдвоём с напарницей обедали в ближайшей пиццерии "Челентано" (эта сеть в ДНР работает), там играла эта забавная песенка про "Ладу Седан цвета баклажан", и я думал о том, что это может быть последняя песня, которую я слышу на воле... Это наверное и называется "риск" - когда у тебя нет вариантов действия на случай неудачи.

2.


К Евро-2012 в Донецке обновили и аэропорт, и вокзал, оснастив последний двумя гигантскими конкорсами и отдельными пригородным и транзитным (за путями) павильонами - всё это я показывал в посте про улицу Артёма, которая ведёт сюда из центра. Но там я акцентировался на облике вокзала да его пустоте (о том, что на востоке пути перебиты упавшей эстакадой, а на западе три остановки до фронта, я уже писал не раз). Между тем, тут и много прилётов, особенно в дальней части станции:

3.


Выбиты стёкла даже у двух крайних экспонатов в железнодорожном музее, занимающем старое депо за путями:

4.


Дальше стоит заглянуть в викимапию. Вся эта местность от Донбасс-Арены до аэропорта - Киевский район, охватывающий фактически половину центра, и периодически что-то прилетает и по его "внутренней" части, например по Донбасс-Арене или краеведческому музею. Но тяжелее всего приходится небольшому массиву частного сектора за железной дорогой, зажатому между вокзалом и аэропортом, куда мы и вышли через подземный переход.

4а.


Но не увидели поначалу ничего особенного - вместо картин войны обычное неухоженное предместье, так завокзальные посёлки выглядят по всему постсоветскому пространству. Вот только люди, говорят, стали здесь появляться недавно, возвращаясь в покинутые летом 2014-го года дома.

5.


Но с каждым кварталом признаков близкой войны становится всё больше - где-то забор, посеченый осколками; где-то сам осколок, намертво засевший в капитальной стене; где-то воронка в асфальте:

6.


За домами в перспективе улицы становится видно что-то жуткое и огромное:

7.


И вот мы оказываемся в кварталах, практически полностью разрушенных войной:

8.


И хотя на одном из прошлых кадров виден мужик на велосипеде, он оказался единственным прохожим - в этой части улицы мы ходили одни, а судя по сохранившимся предметам, здесь не задерживаются даже мародёры:

8а.


Невыносимо тягостное зрелище брошенных полуразрушенных домов, где ещё лежат вещи, всего-то пару лет назад радовавшие своих хозяев. А хозяева с равным успехом могут жить и где-то на другом конце Донецка, и в Ростове-на-Дону, и в Киеве, и - лежать в земле.

9.


10.


11.


Я показываю лишь малую часть таких сюжетов - не хочу смаковать чужое горе. Вот вид с одной из усадеб, судя по деформации ворот мина взорвалась прямо в её дворе, откуда в этот момент вполне могли сами вести огонь ополченцы. А жильцы могли уехать заблаговременно, а могли сидеть в погребе, и выйти оттуда как благополучно пересидев самое страшное, так и на носилках, а то и вперёд ногами.

12.


Вот как выглядят эти осколки, и представьте, что их разлёт сделает с человеческим телом:

13.


Между тем, мы вышли на ту знаменитую улицу Стратонавтов, по которой война и вошла в Донецк: впервые я узнал это название из сводок 26 мая 2014 года, когда ополченцы попытались овладеть аэропортом и были разбиты, причём погибло около 30 граждан России, что для многих тогда было шоком.

14.


Здесь уже не найти целых домов, хотя в какой-то момент мы увидели в одной из улочек дом на второй-третьей линии от нас, который шумно восстанавливала целая семья.

15.


За забором справа - Игнатьевское кладбище:

16.


За забором слева - разрушенная воинская часть:

17.


А за ней и сам аэропорт как на ладони:

18.


Раньше была ещё диспетчерская вышка слева поодаль, с обрушения которой 13 января 2015 года началось взятие аэропорта ополченцами:

18а. фото с википедии.


Новый терминал, эпицентр тех событий:

19.


Где-то на его ярусах, говорят, валяется закинутая туда взрывом танковая башня. Там держали оборону украинские "киборги", там погибло несколько сотен человек и трупы из руин потом извлекали ещё несколько месяцев. Очень известное и очень страшное место...

20.


Вот как терминал выглядел за месяц до своего разрушения, а построили его, конечно же, к Евро-2012, и подавляющее большинство известных мне дончан сокрушались: "ведь совсем новый был, самый лучший в Украине сделали..."

21а. Фото andrey-76 с викимапии.


Внутри. Обратите внимание на барельеф - с 2013 года официально всё это называлось Донецкий аэропорт имени Сергея Прокофьева (ведь композитор родился в Бахмутском уезде, куда входила и Юзовка), отсюда аббревиатура ДАП.

21б. автор konstantin1350 с викимапии.


Был ещё Старый терминал (1975), со времён постройки не раз обновлявшийся:

21в. автор ArtemKo с викимапии.


Ещё правее краснокирпичное здание Штаба гражданской авиации с пристроенной гостиницей "Полёт":

22.


Подробная фотоистория Донецкого аэропорта до его разрушения есть здесь. Первый аэровокзал, характерная сталинка со шпилем (1957), имел пропускную способность 100 пассажиров в час, Старый терминал - 700 пассажиров в час, Новый - 3100 пассажиров в час. Последние рейсы отсюда улетели утром 26 мая 2014 года - в Киев и в Кутаиси. А вот чья-то фотография, видимо, зимы-2015, когда всё это было разрушено окончательно:

23. фото Krasnyi с викимапии.


И вот что осталось теперь:

24.


При виде пустынных улиц наша предводительница вспоминала, что летом-2014 таким же был весь Донецк - когда на той же улице Артёма от края до края безмолвная пустота, и лишь раз в десять-двадцать минут проедет одинокая машина. Так же изредка ездили машины и по Стратонавтов, но - останавливались около нас, и из них выскакивали ополченцы с обветренными лицами, готовые к любому развитию событий, а когда мы с поляком показывали им аккредитационные карточки - меняли гнев на милость. Мы их вежливо спрашивали, где ходить можно, а где нельзя, и все отвечали разное: одни - что по Стратонавтов можно, а на Взлётную лучше не заворачивать; другие - что до "Метро" можно, дальше нельзя. Наконец, попался конкретный человек из "Спарты", который сказал так:
-Если жить надоело - ходите где хотите. Если нет - приезжайте лучше завтра часов в 9 утра. Скоро 18 вечера, начинаются обстрелы, вам здесь находиться не надо.
Мы ему, конечно же, не вняли, но забегая вперёд скажу, что до обстрелов дело так и не дошло.

25.


На кадре выше - Манежный проспект, сбоку сгоревшая бензоколонка:

26.


Перекрёсток Манежного и Взлётной - последней улицы перед лётным полем. Справа руины какой-то аэропортовской инфраструктуры:

27.


Длинный скелет здания - это бывший торговый центр "Метро":

28.


Вид из прошлой жизни:

28а. фото kalmiusdn с викимапии.


Если бы мы пошли по Стратонавтов в другую сторону и тоже свернули бы в сторону аэропорта - могли бы выйти к руинам Иверского монастыря на Ново-Игнатьевском кладбище, который я не упоминал среди разрушенного войной культурного наследия лишь потому, что он устроен в 2001 году.

29.


Было ли нам тут страшно? Конечно, было.
По улице Стратонавтов мы шли перешучиваясь - но нам не было весело: где-то слышал, что это чисто русская фишка - смеяться, когда страшно или больно, но с другой стороны и немец Ремарк в "На Западном фронте без перемен" прекрасно разложил по полочкам защитный механизм "неисчерпаемого юмора фронтовиков". Однако на этом перекрёстке мы все ходили молча, а если и говорили - то вполголоса. Каждый шаг стоил мне некоторого усилия воли, и я даже не вникал в то, чего именно я боюсь - думаю, понятно, что здесь было, чего бояться. Поляк так и вовсе заметил, что видел Припять и Агдам, но здесь - страшнее.

30.


Мы не пошли дальше "Метро" и не стали возвращаться на Стратонавтов, а направились по параллельной ей Взлётной, когда-то главной дороге в аэропорт, которая за Путиловской эстакадой перейдёт в Киевский проспект, по сути продолжение улицы Артёма:

31.


Дом с откушенным углом в её перспективе - давно уже и не дом, а просто Девятка:

32.


По дороге осколки боеприпасов:

33а.


Прилёты мин - узнаваемые с первого взгляда "плевки" на земле:

33.


Неразорвавшиеся "Градины", застрявшие в асфальте:

34.


И трубы "градин" разорвавшихся:

34а.


И всё лежит нетронутым, словно бой был вчера:

35.


И наверное никто бы не удивился, если бы увидел на обоичине убитого солдата:

36.


В какой-то момент за деревьями стали видны краны, накануне войны строившие ВИП-терминал аэропорта, но не сразу я заметил, что у одного из них сломана стрела:

37.


Полуразрушенный дом, переломанные деревья да неубиваемые ящики из под боекомплекта:

38.


Мы были не первыми, кто ходил в Девятку, и наша предводительница знала, что тут часто бывают ополченцы и рассчитывала представиться им и спросить, куда можно идти дальше. Но ополченцев там не было:

39.


И вот тут-то мы и пошли на главное нарушение ТБ - обнаглев после нескольких удачных проверок другими ополченцами да устав бояться, мы направились внутрь:

40.


В выбитых окнах - обои и мебель, и даже посуда, нетронутая ударной волной:

40а.


Внутри - сгоревшие квартиры, выбитые двери, и длинные-длинные коридоры от дальнего конца квартиры на одной стороне лестничной клетки до дальнего конца квартиры на другой стороне лестничной клетки. Однако я с удивлением понял, что за исключением копоти всё это не так уж сильно отличается от заброшенных домов на Крайнем Севере или от той же Припяти. За несколько лет копоть смоют дожди, и будет уже совсем не отличить - просто то, что погода делают годами, война сделала в одночасье.

41.


Но как же больно на всё это смотреть... Кто-то наверное так радовался, когда купил себе эти обои:

42.


Дальше двое из нашей команды пошли наверх, а я с напарницей и поляком решили больше не искушать судьбу и идти во двор, чтобы в случае приезда ополченцев представиться да показать свои аккредитации. Но на выходе из подъезда я услышал сверху грозный окрик, а оглянувшись, увидел на баклоне ополченца и даже не сразу понял, что в руках у него автомат - потому что нацелен он был конкретно на меня.
-Кто такие?!
-Пресса!
-Откуда?!
-Россияне!
-Чего здесь забыли!?
-Говорю же - пресса!
-А может быть "Правый Сектор", ха?!
-Да нет, мы против "Правосеков"!
Что удивительно - стоять под прицелом оказалось совсем не страшно, включается защитная реакция мозга, просто не придающего этому значение: "Ну да, у него автомат, и да, в мою сторону, а что такого-то?". Тем время двое ополченцев вывели из подъезда ребят, пошедших наверх, а дальше как из под земли со всех сторон разом материализовался целый взвод, и оказавшись в окружении ребят с боевым оружием, я подумал лишь "Ну мы сейчас конкретно попали...". Хотя потом мы не раз вспоминали усталое пояснение одного ополченца другому "Опять пресса...", так что может быть опасность была и условной? Как бы то ни было, первым делом нам велели показать колени и локти - я не понял, для чего, но как мне объяснили позже - там у военных, включая снайперов, профессиональные мозоли, и при таком раскладе нас бы наверное на этом же месте и прикончили. Убедившись, что таких признаков у нас нет, нас и заклеймили "хиппиленд", после чего забрали все документы и флешки.

43.


Да загнали в открытый гараж без двери, приставив у ворот самого молодого белобрыского паренька с ясными глазами. Паренёк первым и сменил гнев на милость: "Не бойтесь, бить вас никто не будет, мы нормальные люди". Вскоре обстановка начала разряжаться - военные расспрашивали нас о том, кто мы, зачем и откуда уже таким тоном, будто бы и не держали нас пять минут назад по прицелом - вообще, чем ближе к линии фронта, тем быстрее происходит такой переход от готовности убить к дружелюбию. Главный в этом отряде оказался киевлянином, а охранявший нас паренёк - байкером из Минска, остальные все назвались местными, но мы их и не особо расспрашивали. Поняв, что мы люди абсолютно от войны далёкие, военные рассказывали, как тут бывает, и объясняли, что делать, если начнётся обстрел. Вообще, думаю, они бы нас и отпустили без лишней возни, но машина из комендатуры уже была вызвана, и в какой-то момент за спинами военных с шумом и дымом выкатился здоровенный "Урал" (или "Краз"?) под брезентовым кузовом. Оттуда появился здоровяк с "геометрическим" позывным, сам действительно весь состоявший сплошь из трапеций, а следом - потрясающе красивая чернявая и голубоглазая девушка очень украинской внешности в зелёном камуфляже. По приставной лестнице нас посадили в кузов, документы и флешки переместились в руку к "геометрическому" ополченцу, зашедшему следом, а те, кто нас брали, на прощание пожелали удачи. В кузове "Урала" страшно трясло, и кряхтел да мяукал неисправный редуктор - после тундровой экспедиции на вездеходах я узнаю этот звук где угодно! Снаружи был яркий и тёплый закат, наш конвоир, направив автомат в пол, расслабленно щурился от солнца. Вскоре мы миновали рухнувшую Путиловскую эстакаду - это она не даёт ходить поездам, и это по ней я въехал в далёком 2011-м в тогда ещё мирный Донецк на маршрутке из Святогорска через Славянск, Краматорск и Константиновку...

44.


Мы заехали на блокпост и остановились. "Геометрической" ополченец пошёл разбираться, и я услышал диалог:
-Сказали ехать на блокпост и ждать звонка Хука! А там видно будет - отпустить или на подвал.
-Ничего не знаю, мне сказано - в комендатуру!
Вскоре машина тронулась, но этот разговор мне очень не понравился, особенно с учётом того, что передали нас сюда со словами "Сейчас просто вывезем вас за территорию": ведь если нас правда везут на подвал, то скорее всего нам так и будут говорить: "Сейчас проверим и отпустим", чтобы мы хлопали глазами и не пытались делать никаких глупостей. Мы ехали по Киевскому проспекту, через бывший посёлок Ветка с довольно интересными конструктивистскими зданиями (да, я даже в такой момент на это обращал внимание!)... и обилием прилётов на капитальных домах - там выбиты витрины, тут заделано фанерой окно, а вот сгоревший магазин с гнутым сайдингом... Когда же мы миновали Донбасс-Арену, стало ясно, что едем мы практически через весь Донецк, чуть ли не в Макеевку, и я даже прикидывал, взыщут ли с нас за горючее. Наконец мы свернули в какой-то проулок на богом забытой окраине и оказались на территории воинской части, в располаге батальона "Восток".
Мы вышли с грузовика, и та самая черноглазая-синеокая девушка подошла к "геометрическому" ополченцу и слегка его приобняла - и в этот же самый момент таким же точно движением меня приобняла напарница, так и запомнившая эту симметрию.

Потом мы стояли на краю плаца, а на плацу строились солдаты перед тем как разойтись, да смотрели на нас как экскурсанты на достопримечательность. Меня удивило, сколько среди них девушек, на глаз процентов 10-15, как грубых и мужеподобных, так и настоящих красавиц в камуфляже. Паспорта и флешки перекочевали в руку уже какому-то местному военному, а рядом с нами стоял Якут... ополченец с таким позывным в Донбассе широко известен, но у него, судя по фото, внешность вполне славянская, а тут якут был самый настоящий. Стояли мы так минут сорок, переминаясь с ноги на ногу, потом подъехал какой-то очень серьёзный чин в потрёпанном камуфляже, и нас видимо с глаз долой пересадили в похожую на клетку беседку-курилку. Мы почти перестали волноваться, нам было уже просто холодно и скучно, и говорили мы уже на какие-то отвлечённые темы. Наконец, появился человек в штатском с лицом без запоминающихся черт и речью без говора, задал нам пару дежурных вопросов, и очень серьёзно выспросил, нет ли у нас претензий к задерживавшим. Претензий, как следует из вышесказанного, у нас не было, и он взял с нас об этом расписку, затем перефотографировал наши паспорта и вернул их вместе с флешками, так в итоге никем и не отсмотренными.

Выйдя за проходную, мы испытали самое настоящее счастье, и дальше долго шли вдоль длинных заборов бескрайних промзон на трамвай - можно было на автобус куда ближе, но после пережитого хотелось лишь размять ноги да подышать воздухом.

Ну а в следующей части с Донбасса ненадолго перенесёмся в Киев, прямо на Майдан.

ДОНБАСС-2016
Обзор поездки и оглавление серии.
Дорога на Донбасс через Ростов-на-Дону.
История Донбасса.
Две стороны одной войны.
Реалии Новороссии.
Война с обеих сторон фронта.
Реалии новой Украины.
Памятники войне с обеих сторон.
Донецкая Народная Республика
Донецк. Общее о городе.
Донецк. Улица Артёма.
Донецк. Севернее центра.
Донецк. Новый Свет.
Донецк. Английская колония и окрестности.
Донецк. Рабочие окраины.
Донецк. Разрушенный аэропорт.
Макеевка. Центр и МакНИИ.
Макеевка. Колония и Гвардейка.
Саур-Могила и окрестные города.
Иловайск. Узел и котёл.
Новоазовск.
Дебальцево и Углегорск.
Горловка.
Ясиноватая.
Луганская Народная Республика.
...посты будут.

Tags: ДНР, Донбасс, Как мы тут живем, ЛНР, Разрушения, Фото
Subscribe

  • С праздником, товарищи!!!

    Спасибо, нашим дедам, прадедам и бабушкам с прабабушками за Великую Победу! Теперь и мы должны выстоять и Победить!!! Желаю в этот день всем самого…

  • С праздником, товарищи!!!

    Гружу в машину родственничков, мясо, пиво, кучу распечатанных документов и даже печать с работы, на всякий случай... (О_о) Будем прорываться из…

  • Короновирусная шизофрения продолжается

    Ну что, вчерашнее ОБС про школьное обучение в Луганске и карантин подтвердилось. Вечером уже официально в новостях написали... Единственное, что с…

promo den_luganskiy august 23, 2014 17:47 2
Buy for 10 tokens
Поскольку этот блог создан не для коммерции, и ведется не ради получения прибыли или закупки пармезана с хамоном, то и промо-блок здесь - не ради получения выгоды. Возможность размещения промо включена только с целью разобраться "как это работает?". Ввиду вышесказанного, стоимость размещения в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment